Почему дислексия мешает хорошо учиться и как ее распознать, рассказывает нейропсихолог Ассоциации родителей и детей с дислексией Ольга Владимировна Бордина 1 Что же такое дислексия на самом деле? Если говорить простыми словами, то это - нарушение развития навыка чтения, которое нельзя объяснить, и которое не связано с уровнем интеллекта.
Дети с дислексией изначально обладают нормальным интеллектом, слухом и зрением, а значит не их отсутствие мешает хорошо читать. Встречаются также дети с неправильным, неадекватным обучением в детском саду и школе. К сожалению, таких детей становится все больше и больше. По некоторым исследованиям в России их около 20%. Как же родители могут понять, есть ли у ребенка дислексия или он плохо учится по какой-то другой причине? Родители не могут поставить диагноз самостоятельно, но заметив, что у ребёнка есть трудности, могут прийти к логопеду или нейропсихологу для диагностики. Признаки дислексии Безусловно, самый первый и яркий признак, который встречается не у всех детей, но встречается это непонимание прочитанного, так называемая семантическая дислексия. Это когда ребенок читает и не понимает прочитанное, либо ему требуется прочитать текст несколько раз, либо он даже после нескольких попыток не понять половину или пропустить какие-то смысловые кусочки рассказа это все признаки дислексии. Также еще один из явных признаков если ребенок в школе не проходит нормы чтения. Читает медленнее, чем положено по возрасту. Это тоже сигнал, когда родителям нужно дойти до специалиста. Следующие признаки если ребенок читает слова неправильно, например, додумывает их, меняет окончания, переставляет слоги или буквы местами. Родители не должны думать, что это просто лень. В психологии или нейропсихологии нет понятия лень за каждым желанием или нежеланием ребенка делать что-то стоит. И если вам даже кажется, что ребенок ленится и поэтому не делает чего-то это тоже повод обратиться к специалистам. Есть исследования, которые говорят, что дислексия предполагает наследуемость до 70%. Не так давно, в 2022 году, было проведено большое исследование более чем пятидесяти тысяч человек с дислексией и более миллиона человек без дислексии. И благодаря этому исследованию выявили 42 различных генетических варианта дислексии, которые могут передаваться в том или ином виде. Кроме того, дислексия может быть не единственной трудностью у ребенка. От 20 до 40% детей имеют и дислексию, и дискалькулию трудности формирования навыка счета. Сейчас, например, стали обращать гораздо больше внимания на движения глаз у детей и взрослых с дислексией во время чтения и то, как эта зрительная информация обрабатывается мозгом. Одно из исследований, в частности, говорит о том, что дети с дислексией фиксируются в неправильном месте во время чтения слова, то есть глаза не могут выполнить последовательное, прослеживающее движение по строчке. Либо они слишком быстро передвигают взгляд, либо пытаются распознать слишком много букв одновременно. И это знание очень важно для того, чтобы помочь ребенку с дислексией научиться читать. По некоторым исследованиям от 8 до 10% детей с дислексией также имеют нарушения внимания синдром дефицита внимания как с гиперактивностью, так и без. Иными словами, ребенку приходится справляться сразу с несколькими трудностями. И, конечно, чаще всего встречаются дислексия и дисграфия вместе - когда трудно дается и навык чтения, и навык письма. Но родителям очень важно понимать, что помочь такому ребенку, безусловно, можно! Конечно, это будет требовать и временного ресурса, и в общем и целом ресурса семьи, но занятия со специалистами помогут ребенку успешно учиться и справляться с этими сложностями. Ассоциация родителей и детей с дислексией Тут важно отметить, что на сегодняшний день и не без многолетних усилий Ассоциации родителей и детей с дислексией эта тема очень хорошо исследуется, а помогающие технологии для таких детей хорошо развиваются. Дети с дислексией не одиноки со своими трудностями и их родители тоже не одиноки. И все больше и больше детей и родителей с таким проблемами получают помощь. Но нельзя не сказать, что заниматься придется длительное время не месяц, не полгода, а до двух-трех лет и более, но перспективы весьма позитивные. И пусть не из каждого ребенка можно сделать отличника, но помочь детям в процессе борьбы за окончание школы, за успешное определение в жизни, безусловно, можно. И улучшить можно все! Именно для этого Ассоциация родителей детей с дислексией проводит каждый год в октябре проводит Неделю осведомлённости о дислексии, чтобы привлечь внимание общества к трудностям в обучении детей и подростков с нейробиологическими особенностями, познакомить с проблемами дислексии, дисграфии и дискалькулии и найти эффективных способов их преодоления. В этом году она проходит при информационной поддержке Министерство Культуры РФ, а к участию были привлечены более 40 тысяч библиотек и тысячи культурных центров.
Свежие комментарии