Телеведущая и наставник по личностному росту и речи Ксения Телешова (@ksenia_teleshova) специально для BeautyHack.ru - о том, как нами манипулируют, и что с этим делать. 1 Манипуляция № 1: благие намерения Приходит подруга в гости и говорит: Ты только не обижайся на меня, кто тебе еще правду скажет , далее следует оценочное суждение и совет.
За подобным поведением часто стоит внутреннее желание человека быть исключительно хорошим и правым, при этом указав вам на ваше место. Как быть? После фразы Не хочу тебя обидеть остановите собеседника и спросите: То есть то, что ты планируешь сказать, должно меня расстроить, обидеть или обескуражить? Я выбираю сейчас не слушать ничего, что может вывести меня из равновесия. Я уважаю твое мнение и обязательно в ближайшее время его спрошу . Манипуляция №2: обесценивание Вторая манипуляция да, но . Она зачастую используется в переговорах как межличностных, так и профессиональных. Например, коллега говорит: Я с тобой согласен, но считаю, что доклад необходимо переделать . Так человек подчеркивает, что первая фраза сказана из псевдовежливости. То же самое может быть и в личной жизни. Ребенок говорит: Мама, я хочу рисовать, петь, играть . Вы отвечаете: Да, это здорово, и я сама это люблю, но сейчас мы пойдем чистить зубы . В этот момент вы обесцениваете то, что малыш говорил и хотел, вынуждая делать то, что нужно и правильно. Как выходить из манипуляции да, но ? Вы вновь говорите своему собеседнику стоп , но другими словами. Например: Подождите, дайте я уточню: вы сказали, что согласны с первой частью, а потом сказали но . Правильно я понимаю, что это было из вежливости и вы не разделяете мою точку зрения? В таком случае человек поймет, что вы являетесь профессионалом в коммуникации, видите манипулятивные схемы и готовы отстаивать свои личные границы. Если перед вами опытный манипулятор, он, скорее всего, еще несколько раз попытается применить свои знания, а затем перейдет на открытый диалог. Если же нет, предлагаю вам заканчивать подобные переговоры. Однако бывает, что манипулятор не опытный, а интуитивный. Это у многих из нас в крови, так как мы росли в советское время, когда были распространены стандартные манипуляции. Такой человек, вероятно, перейдет на возмущение, крик и ультиматумы. И вы точно будете знать, что он не заслуживает вашего доверия. В любом случае, в споре всегда выигрывает не только тот, кто сильнее, но и тот, на чьей стороне правда. Манипуляция №3: комплимент и просьба Следующий тип манипуляции это комплиментарное высказывание плюс побуждение человека к действию, которое ему не выгодно. Например: Ты такой хороший человек, такой надежный специалист и так далее. После этого следует просьба-манипуляция. Допустим, начальник хочет, чтобы вы вышли в свой выходной день без дополнительной платы и заявляет: На тебе держится весь наш бизнес, ты такой ответственный сотрудник, я всегда могу на тебя положиться, в эту субботу необходимо выйти на работу. Ты же знаешь, какая сейчас сложная ситуация, поэтому дополнительной платы не будет, но мы в одной лодке, мы одна команда . Что делать в этом случае? Скажите следующее: Да, я действительно ответственный человек, люблю свою работу, вместе с тем, суббота мой законный выходной, и я хотел бы, чтобы время было оплачено . Эта манипуляция встречается часто и знакома всем со школы. Нас часто под соусом Ты хорошая девочка, помой полы побуждали и побуждают делать то, что мы изначально не хотели. При таких манипуляциях многих начинает потряхивать , и люди иногда не понимают, откуда такое сильное раздражение. Но при этом нет сил сопротивляться, и они соглашаются. Дело в том, что здесь включается внутренний ребенок, а малышу в детстве нередко попадало, если он отказывался что-то делать. Манипуляция №4: все, я больше не могу Еще одна популярная манипуляция это максимализм: Все, у меня больше сил нет , Все понимают, что так продолжаться не может , Сколько раз я могу вам повторять . Данные высказывания я бы отнесла к восклицаниям они появляются тогда, когда у человека нет аргументов, и он начинает эмоционально доносить свою позицию. При этом здесь мы явно наблюдаем треугольник Карпмана: человек играет роль жертвы, и из этой позиции перекладывает ответственность на вас как на спасителя. Если вы не соглашаетесь делать то, что он хочет, он начинает воспринимать вас как агрессора или становиться им сам. В такие моменты стоит сказать: Подожди, как это все? Давай разберемся? А что ты сделал, чтобы эта ситуация не произошла? . Если человек начинает кричать и включает жертву или агрессора, либо впадает в позицию спасателя, давая вам ненужные советы, о которых вы не просили, вы должны без сомнений выйти из этой манипулятивной схемы. Можно сказать: Подождите, давайте общаться как взрослые люди. Каждый из нас заслуживает уважения. Если я вас уважаю, то и вы меня, пожалуйста, уважайте . Манипуляция №5: самый умный Манипуляция подразумевает использование в речи непонятных дефиниций, то есть определений. Это могут быть заимствованные слова, сленг, наличие непонятных другим людям лингвистических конструкций. Когда человек их часто использует в своей речи, то, скорее всего, он манипулирует и применяет методы черной риторики для того, чтобы вы почувствовали себя глупо. Если мы посмотрим интервью, выступления некоторых звезд, то мы заметим, что многие из них пользуются этим приемом. Вывод Помните: сталкиваясь с манипуляциями, вы не должны выходить из эмоционального равновесия, оправдываться и пытаться переубедить собеседника. Это бесполезно. Сохраняйте спокойствие, посмотрите на ситуацию со стороны и предложите взять паузу до тех пор, пока диалог не станет экологичным.
Свежие комментарии